В модульно-кредитной системе в набор инструментов контроля знаний входят тесты и контрольные задания. По результатам выполнения этих мероприятий преподаватель в основном и оценивает учебную деятельность студента с использованием той или иной шкалы оценок.
Чаще всего предусмотрено, что максимальный балл за выполнение контрольных мероприятий курса составляет 100 баллам, а распределение по разным контрольными мероприятиями преподаватель осуществляет, исходя из их учебной значимости.
Современное реформирование высшего образования требует от преподавателей постоянного контроля и оценки знаний студентов, с целью накопления баллов по содержательным и итоговым модулям.
Традиционные методы страдают информационной однозначностью, отсутствием объективных измерительных показателей, качественной односторонностью и субъективным влиянием на результат контроля.
К тому же проведение контроля знаний в традиционной форме требует много аудиторного времени, которого на сегодняшний день не имеют преподаватели вузов. Поэтому возникает необходимость в новых формах контроля и модификации уже известных. К одной из таких форм контроля можно отнести тестирования.
Тесты — это одна из эффективных форм проведения контроля знаний
Такая форма контроля имеет целый ряд преимуществ:
— Охватывает контролем большой объем материала;
— Уменьшает сравнению с традиционным опросом затраты времени;
— Дает возможность для внедрения модульного обучения и системы рейтингового контроля;
— Повышает объективность оценки
— Является стимулирующим фактором, поскольку студенты будут изучать именно то, что оценивается;
— Контролирует не только большое количество теоретических вопросов, но и практические навыки;
— Дает возможность разрабатывать всеобъемлющий план оценки знаний студентов.
Предусмотрены несколько видов контроля знаний студентов:
- текущий — проводится на семинарских, лабораторных, практических занятиях, после окончания производственной и преддипломной практики с целью проверки уровня конкретной работы, в том числе самостоятельной;
- итоговый — осуществляется на определенном образовательном (квалификационном) уровне обучения или отдельных его законченных этапах. Этот контроль включает семестровый экзамен и государственную аттестацию с охватом всего перечня вопросов теоретической и практической подготовки студентов.
В связи с этим, начали использовать тесты профессиональной компетенции — систему контрольных заданий стандартизированной формы, ориентированных на измерение и оценку объема, полноты, системности, прочности и осмысления профессиональных знаний.
А также действенности и самостоятельности умений выпускника высшего учебного заведения, позволяющие сопоставить уровень его достижения в процессе профессиональной подготовки с эталонными требованиями образовательно-квалификационной характеристики к профессиональным умений.
Все это подтверждает важность и необратимость введения в учебный процесс тестирования
С другой стороны, следует отметить, что такая форма проверки знаний требует предварительной подготовки студентов к этой форме контроля. К тому же тестирование, как и всякая форма контроля знаний, кроме преимуществ, имеет свои недостатки.
К недостаткам можно отнести тот факт, что чаще всего тестовые задания дают уже готовые варианты ответов. А для того, чтобы студенту развиваться и расти гармонично, очень важно уметь сформулировать собственное мнение.
Этих недостатков частично можно избежать, если использовать тесты различного выбора: альтернативного или множественного тесты на различение, грунтовки, систематизацию и классификацию элементов. Отметим, что тестирование не заменяет другие формы контроля, а только дополняет их.
Тестирование может быть без машинное или компьютерное. Даже при без машинном тестировании не надо много аудиторного времени на его проведение и на проверку. Экономия аудиторного времени вызвана постоянным уменьшением количества часов, предусмотренных программами специальностей в учебных заведениях разных уровней.
А количество часов для самостоятельной работы возрастает, что требует постоянного контроля этой работы. Конечно компьютерное тестирование имеет преимущества, оно позволяет студенту мгновенно получать оценку, несколько раз пройти тестирование по одной выбранной теме или по различным темам, обратиться к тестированию самостоятельно без присутствия преподавателя.