Формирование нравственно-правовой культуры будущих социальных педагогов
Проблема формирования нравственно-правовой культуры будущих социальных педагогов в современном обществе является актуальной.
Это обусловлено тем, что усвоение морально-правовых норм необходимы будущему специалисту. Чтобы он находил правильный выход из проблемной ситуации, хорошо знал свои права и обязанности, умел их реализовывать и защищать; чтобы он знал и с уважением относился к правам клиентов и коллег, умел грамотно решать задачи в правовой и нравственной сферах.
Высокий уровень нравственной культуры и нравственно-правовых качеств особенно необходим социальным педагогам, поскольку игнорирование ими нравственных ценностей и норм права приводит к нарушениям законности, некачественной помощи клиенту, несправедливости и субъективизма в деятельности.
В конце концов, от уровня морально-правовой культуры в прямой зависимости находится укрепления нравственной, юридической культуры граждан, повышение престижа профессии социального педагога.
В социально-педагогической науке вопросы формирования нравственно-правовой культуры, правового сознания, подготовки социальных педагогов занимают достаточно заметное место.
Нравственно-правовая культуры педагогов
Для достижения цели в процессе исследования были использованы такие методы как: теоретический анализ научной литературы, тестирование.
Морально-правовая культура личности — это система идей, принципов, законов, норм и правил поведения и деятельности, которые обусловлены правовой и моральной культурой общества, обеспечивают правомерной деятельности личности, и регулируют гуманные отношения между людьми при любой ситуации на демократических принципах.
В работах отдельных ученых, морально-правовая культура рассматривается как способ деятельности, технология (приемы, способы, процедуры) деятельности в сфере морали и права.
Процесс формирования нравственно-правовой культуры не может происходить стихийно. Для реализации конечной цели, а именно — достижение высокого уровня морально-правовой культуры, необходимо соблюдение определенных условий, облегчающих этот процесс, а именно: усвоение нравственных норм, связь с новыми процессами развития общества, учет сложных факторов формирования нравственных ценностей в молодежной среде, ориентация на индивидуальность студента, комплексность и систематичность практической деятельности, инновационные методы обучения, волонтерская деятельность.
С целью выяснения уровня сформированности нравственно-правовой культуры будущих социальных педагогов было проведено исследование на базе государственного педагогического университета. В эксперименте принимало участие 60 студентов специальности Социальная педагогика.
В ходе исследования использовался адаптированный «Тест определения уровня сформированности морально-правовых качеств методом И. М. Юсупова». Он включал в себя 36 закрытых вопросов, касающихся моральных и правовых норм, например: «меня раздражает забота окружающих», «если меня задевают, я первый начинаю ссору», «я равнодушен к замечаниям педагогов в мой адрес», «когда я вижу ребенка-инвалида, я стараюсь ей чем-то помочь», «мне нравится участвовать в мероприятиях по социально-правовой защиты».
Анализ проведенного исследования показал, что у 22% студентов морально-правовая культура проявляется на высоком уровне, 35% — со средним уровнем и 43% имеют низкий уровень морально-правовой культуры.
Также мы разработали модель формирования нравственно-правовой культуры будущих социальных педагогов. Целью модели является создание необходимых условий, которые будут способствовать формированию нравственно-правовой культуры будущих социальных педагогов.
Итак, обнаруженные результаты исследования позволили изучить реальное состояние этой проблемы. Разработанная модель станет дополнением к систематической работе по формированию нравственно-правовой культуры будущих социальных педагогов.
Из общенаучного (теоретического) понимания культуры как совокупной человеческой деятельности следует, что правовая культура индивида — это реализованное им в процессе собственной деятельности индивидуальное правосознание.
Профессионально-правовая культура специалистов помогающих
профессий имеет существенные отличия от профессионально-правовой
культуры специалистов других групп профессий, поскольку она, во-первых,
предполагает правовые знания и умения в области решения проблем
социально-психологического функционирования человека и группы, и, вовторых, обеспечивает просоциальную активность личности специалиста
Практическая значимость исследования заключается в том. что: в нем представлено программно-методическое обеспечение процесса формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога; сформулированы научно обоснованные рекомендации по формированию нравственно-правовой культуры будущего педагога
Другим элементом правосознания является правовая идеология, которая выражает отношение различных социальных групп к действующему праву в форме субъективно-групповых оценок его как справедливого или несправедливого, в виде пожеланий совершенствования права, принятия правовых норм, отвечающих потребностям определенных социальных групп, а также оценку с позиции той или иной социальной группы действий людей и учреждений в сфере права и правопорядка как правомерных или неправомерных.
Формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего педагога происходит в результате целостного подхода к педагогическому процессу, единства сознания, поведения и отношений; уровнегого подхода к формированию профессионально-педагогической направленности личности; включения в учебный процесс различных видов познавательной деятельности, активного участия в них студентов
Признание значимости правовой культуры педагога профессионального обучения и вместе с тем научная и методическая неразработанность ее формирования в образовательной среде инженерно-педагогического вуза определяет актуальность темы диссертационного исследования, обозначенной как: «Формирование правовой культуры педагога профессионального обучения».