Переход от индустриальной экономики к экономике знаний (постиндустриальной или информационной экономики) не приводит к автоматическому разрешения противоречий между экономическим ростом и сохранением окружающей среды, а лишь меняет одни виды экодеструктивного влияния на другие, актуализирует проблему поиска путей экономического роста на основе информации и знаний, но в русле концепции устойчивого (устойчивого) развития.
Одним из механизмов обеспечения устойчивого развития является экологическое Выделяют четыре группы экологических потребностей стадиями их развития и в четвертой (производство и потребление изделий и услуг, коренным образом меняют стиль жизни и способствуют поддержанию устойчивого развития систем), потребности которой активно формируются в наше время, относит экологическое образование.
Исходя из этого, услуги по предоставлению экологического образования следует отнести к инновационным, поскольку она направлена на изменение мировосприятия отдельных людей, коллективов, организаций, стран, мирового сообщества и т. п. в русле гармонизации связей с окружающей средой.
Образовательные услуги в современном мире
Образовательные услуги в современном мире в их подавляющем большинстве следует рассматривать как экологические инновации. Главной задачей системы образования на современном этапе социально-экономического развития является подготовка специалистов способных и желающих создавать и воспринимать изменения и нововведения.
Способность эффективно производить новые современные знания и доносить их до потребителей (студентов и слушателей), формировать новые поколения высококвалифицированных специалистов и адаптировать их к меняющимся требованиям рынка определяют качество национальной системы образования и конкретных высших учебных заведений (вузов).
Однако в долгосрочной перспективе экономическое развитие, даже инновационный, без экологических ограничений не имеет перспектив, поскольку уже сейчас потребление ресурсов в 1,5 раза превышает воспроизводственные возможности нашей планеты.
Соответственно, современная система образования, независимо от специальностей подготовки специалистов, должна формировать комплекс знаний и умений в русле концепции инновационного устойчивого (устойчивого) развития. Из этого можно сделать вывод, что система образования и воспитания является одним из главных факторов, который определяет эффективность и интенсивность перехода к устойчивому развитию.
Кроме того, на развитие системы образования как направление устойчивого экологически ориентированного роста можно взглянуть с другой стороны. Выработка образовательных (научно-образовательных, поскольку современный вуз является научно-образовательным учреждением) услуг является экологически чистым, поскольку выпуск интеллектуального продукта не является энергозатратным, не требует использования дефицитных ресурсов.
К тому же это выгодно экономически, о чем свидетельствует большое количество частных вузов в стране, которые приносят прибыль. Как показывает практика экономически развитых стран, образование является сферой, обеспечивающей максимальную отдачу капиталовложений. На образование в странах ЕС и Северной Америки приходится примерно 12% общего объема инвестиций, в сфере образовательных услуг работает 3-6% трудоспособного населения.
Развитие вузов
Развитие вузов способствует формированию на их базе соответствующей научно-исследовательской (технопарки, бизнес-инкубаторы, Инфопорт, технополисы и т.д.) и бытовой инфраструктуры вблизи (гостиницы, пункты питания, спортивно-развлекательные заведения и т. п.), обеспечивает занятость местного населения, пополняет местные бюджеты.
В условиях стремительного роста объемов информации и знаний о различных отраслей человеческой деятельности, изменяются требования и к системе образования.
Она сама постоянно меняется:
— в методическом плане; направлениям и специальностям подготовки;
— номенклатуре дисциплин и их наполнении; формах обучения;
— средствах распространения и проверки знаний и тому подобное.
Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг заставляет образовательные учреждения постоянно искать и внедрять инновационные технологии и методы не только непосредственно в учебном процессе, но и вообще в обеспечении условий их длительного выживания и развития на рынке.
Вузов все в большей степени используют инструменты и методы стратегического и оперативного маркетинга, которые позволяют эффективно и полноценно вести конкуренту борьбу на отечественном и мировом рынках образовательных услуг.
Подводя итоги следует отметить, что система образования, особенно высшего, следует рассматривать как экологически чистое производство интеллектуального продукта — знаний и умений по конкретным отраслям и видам человеческой деятельности (научно-образовательных услуг).
Все еще достаточно высокий уровень отечественного образования позволяет рассматривать ее как конкурентное преимущество страны, развитие которой является одним из приоритетных направлений инновационного ускорения государства в русле концепции устойчивого развития.