Несмотря на значительное количество опубликованных научных работ по педагогике, психологии, искусствоведения, проблему патриотического воспитания подрастающего поколения нельзя считать изученной и раскрытой в достаточной степени, — наоборот.
Накопленные опыт и практика требуют дальнейшего анализа и обобщения с решением задач, поставленных теорией и методикой учебно-воспитательной работы, в том числе определение средств и подходов к совершенствованию патриотического воспитания детей.
Роль народного танца в патриотическом воспитании детей
В современных условиях глобализации, нивелирования особенностей традиционной культуры, необходимо способствовать сохранению и развитию достижений отечества. Поэтому важной составляющей возрождения традиций проблема самоидентификации, осознание уникальности и неповторимости духовных достижений своего этноса.
В концепции национально-патриотического воспитания молодежи указано, что формы и методы воспитания должны базироваться на народных традициях, лучших достижениях национальной и мировой педагогики, особого внимания следует уделять воспитанию детей средствами национального спорта, фольклора, декоративно-прикладного и музыкального искусства.
Среди других видов искусств, важное значение имеет хореографическое искусство, которое является мощным средством гуманизации общества, развития духовности и нравственности, возрождение национальных традиций, воспитание гражданина-патриота.
Именно украинский танец является эффективным фактором формирования ценностного отношения ребенка к окружающей действительности и к самому себе, активной по форме и моральной по содержанию жизненной позиции. В процессе занятий народным танцем формируются духовные ценности будущего гражданина-патриота.
Именно это способствует формированию чувства патриотизма, национального сознания, любви к своему народу, гордости за его историческое прошлое; развития лучших черт своей нации — трудолюбия, уважения к родителям и семьи, свободолюбия, бережного отношения к природе; ознакомлению, а впоследствии и детальному изучению лучших образцов культурного наследия народа, формированию ценностного сознания ее богатства и неповторимости.
Народ создал много прекрасных, разнообразных танцев. В них отразились лучшие черты народного характера, картины повседневной жизни, быта, труда, родной природе.
В начальной школе элементы народной хореографии и образцы песенно-хореографического фольклора целесообразно применить на уроках музыки, народоведения, занятия хореографических кружков. Народные танцы, поставленные с учетом возрастных особенностей младших школьников, могут быть украшением любого школьного праздника или другого воспитательного мероприятия.
Сегодня педагогам и воспитателям следует обратить особое внимание на танец. Как мощное средство воспитания патриотических чувств и как можно чаще его использовать в учебно-воспитательном процессе подрастающего поколении.