Интегрированный урок музыки и методы его преподавания
В этом плане большими возможностями обладают уроки музыки как уроки, поли художественной деятельности школьников, имеющих целью, во-первых, чисто музыкальное развитие детей, во-вторых, их общий мировоззренческий развитие, философское мышление.
Интегрирование разно аспектных художественных знаний, эстетических представлений, взглядов на уровне сознания и подсознания личности школьника происходит спонтанно и независимо от желания и воли учителя, но только при условии его организационно-педагогического содействия, широкого спектра методов компаративистики этот процесс приобретает целенаправленного и системно целостного характера.
Учитывая сказанное выше, основой интегрированного урока музыки является определенным образом интегрированое содержание. Интеграция содержания урока музыки может быть полной или частичной. Это означает, что предлагать интегрированный материал для освоения учащимися музыкальных знаний можно как в течение изучения всей дисциплины, так и во время усвоения отдельных близких по содержанию к другим предметам тем и понятий.
С музыкой, по мнению многих педагогов, рекомендуется интегрировать предметы, темы которых имеют общие или универсальные средства для целостного, глубокого их раскрытия через масштабность и универсальность жизненного содержания самих тем и понятий.
К таким предметам относятся как предусмотренные Государственным стандартом начального общего образования в рамках образовательной области «Искусство», так и другие предметы начальной школы: обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, естествознание, народоведение, математика и т. д..
Методы, приемы и формы работы на интегрированных уроках музыки
Методы, приемы и формы работы, которые следует применять в процессе преподавания интегрированных уроков музыки:
— Прослушанные музыкальные произведения отнести к одному из трех китов (жанров) музыки. В соответствии с характером музыкального произведения нарисовать: марширует (грустный, веселый, торжественный марш); танцует (восточный, африканский танец), поет песню (украинскую народную, русскую, польскую, эстрадную современную или старинную).
— Составить сказку о пианино. Вспомнить и закрасить цветными карандашами на изображенной в тетради фортепианной клавиатуре: октаву, в которой может спеть школьник (голубым цветом) октавы, звуками которых можно изобразить летний дождик, серебряные колокольчики, птичку, белочку (цвета ученик выбирает в соответствии с характером явления или воображаемого художественного персонажа) октавы, звуками которых ты воспроизвел ходу медведя, слона, удары летнего грома (аналогично предыдущей задачи).
— Предложить собственные варианты звуковых картинок, явлений природы, животного мира и указать, в каких октавах их можно выполнить. Придумать названия музыкальных произведений, где изображались бы эти явления.
— Придумать сказку о музыкальные звуки, записать ее на листе плотной бумаги и оформить цветными карандашами и акварельными красками. Украсить с помощью обрывные аппликации.
— Предложить музыкальные произведения, которые можно использовать для сопровождения сказочного сюжета. Создать сценарий музыкальной сказки с распределением ролей между учащимися класса. Изготовить сказочные атрибуты для инсценировки сказки.
— Составить сказку о Ноты и других героев Музыкальной страны. Нарисовать фломастерами или карандашами портреты скрипичного и басового ключа. Вылепить музыкальные знаки из пластилина и заселить ими Музыкальную страну (оформленный музыкальный уголок в классе). На нотный стан переписать любимую мелодию.
— Изобразить отдельно на листе бумаги графическую линию этой мелодии и представить, что это очертания природного горного ландшафта. Разрисовать красками представлений тобой картинку, оформить в рамочку и украсить музыкальный уголок.
— Изготовить нотные знаки с бумажных полосок на уроке трудового обучения. Создать объемную аппликацию, используя ноты и другие музыкальные знаки.
— Придумать орнамент в книжной закладки.
Включить в орнамент цветы и нотные знаки
— За прослушанным стихотворением о гаммы и лады представить Тоника и нарисовать портрет с помощью карандашей и фломастеров.
— Представить острова Мажору и Минору и их жителей. Расселить жителей Мажору на первом рисунке, а Минору — на втором. Придумать названия к своим рисунков, оформить и украсить музыкальный уголок.
— За помощью пластических движений, пантомимики, танцевальных элементов сымпровизировать эмоционально-образное содержание «музыки дождя» (дети заранее изготавливают вспомогательные атрибуты танца: увеличенный вариант листочков деревьев, капель дождя и т. д.).
— Спеть «песенку дождя» на определенной музыкальной интонации (одной или двух звуках). Налить в несколько стаканов разное количество воды, постучать по ним чайной ложечкой, чтобы образовались звуки. По импровизировать на стаканах, следуя ритму «музыкального дождя».
— Создать музыкальный коллаж по содержанию рассказа о весенних тембры, изобразить его героев с помощью вырезания из цветного картона, бумаги, фольги, кусочков кожи, лепка из пластилина. Передать настроение весенней природы в соответствии с текстом.
Чем интересны интегрированные уроки
Таким образом, интегрированные уроки объединяют блоки знаний из разных учебных предметов вокруг одной темы с целью информационного и эмоционального обогащения восприятия, мышления, чувств ученика. Это позволяет узнать определенное явление с разных сторон, достичь целостности знаний, повлиять на умственное развитие младших школьников.