Содержание страхов у детей младшей школы
Страх не несет в себе исключительно отрицательные воздействия, в разумных пределах он обеспечивает выживание человека, защищая его от настоящих угроз и излишнего риска.
Особенно важно рассматривать адекватность переживания страха детьми, в частности в переходные возрастные периоды. Открытость и восприимчивость ребенка в период младшего школьного возраста позволяет легко влиять на его психику.
Именно в этом возрасте может происходить фиксация ребенка на определенных страхах
Что негативно сказывается на успешности процесса обучения и развития личности ребенка. Изменение окружающих условий (изменение состава семьи, культурные и политические изменения, технический прогресс) ведет к появлению новых видов страхов.
В проведенном нами исследовании обращается внимание на то, как изменились детские страхи в связи с изменением социальной ситуации развития детей. Также нами рассматривалась тревожность наряду со страхами, как один из факторов, невротизирующих личность.
В исследовании участвовали 101 человек — учащиеся третьих классов ГУО «Средняя школа No9» и ГУО «Средняя школа No18» г. Пинска. В зависимости от состава семьи были сформированы две группы: 1. Дети из полной семьи (51 человек) и 2. Дети из неполной семьи (50 человек).
Для сбора данных использовались методика диагностики детских страхов «Страхи в домиках» А.И.
Захарова и М.А. Панфиловой; методика диагностики детских страхов «Метод незавершенных предложений», «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М. Прихожан).
Результаты проведенного исследования показали, что 50 % испытуемых имеют повышенную тревожность. Более высокая тревожность характерна для детей из семей с неполным составом. Девочки имеют более высокий уровень тревожности, чем мальчики вне зависимости от состава семьи. Наблюдается тенденция, что при большем количестве страхов у ребенка, выше его уровень тревожности.
Самые распространенные страхи среди младших школьников следующие: 99% (100 детей) боятся того, что умрут их родители, 83% (84 ребенка) боятся собственной смерти, 76% (77 человек) боятся пожара и войны, 65% (66 человек) боятся нападения, бандитов.
По результатам методики «Незавершенные предложения» следует:
— наибольшее количество упоминаний относится к группе «Страхи животных и насекомых» — 102 упоминания;
— далее располагается группа «Страхи причинения физического ущерба, транспорта, огня, нападения, войны» — 94 упоминания;
— третью позицию занимает группа «Страхи перед школой и обучением» — 81 упоминание.
Ведущие страхи по количеству упоминаний темноты (73 упоминания), пауков (43), высоты, (37), огня (32) и смерти родных (26). Среди страхов вымышленных персонажей ведущую позицию занимает страх персонажа из фильма «Оно».
Особое внимание мы хотим обратить на то, что большинство детей отметило страх перед огнем и пожаром. В свете недавних событий и ужасных трагедий, связанных с пожаром, освещенных в СМИ, мы можем наблюдать непосредственное влияние текущих событий на содержание и тематику страхов, а также их рост. Поэтому работа со страхами должна рассматривать все актуальные факторы, оказывающие влияние на их формирование, а также учитывать их индивидуальное содержание и переживание.