Site icon Дети России

Системный подход в реализации содержания курса дисциплины «этология»

Системный подход в реализации содержания курса дисциплины «этология»

Системный подход в реализации содержания курса дисциплины «этология»

Системный подход в реализации содержания курса дисциплины «этология»

Постановка проблемы. На современном этапе развития науки широко применяется системный подход как способ изучения, анализа и обобщения накопленных фактов и явлений в диалектическом процессе познания. Но применение такого подхода в отношении отдельных учебных дисциплин становится определенной проблемой. Между тем, именно системный подход преподавателю возможность вести преподавание своего предмета в неразрывной связи с другими профессиональными дисциплинами, четко определять приоритетные направления преподавания, структурировать учебные задачи.

Современная наука о поведении животных — результат совместных усилий большого количества ученых, работающих в различных ее областях. Важнейшие аспекты изучения поведения — эволюционные, физиологические и экологические — является предметом этологии и зоопсихологии, физиологии и эволюционной экологии. Этология характеризуется большим количеством эмпирического материала, отражающего глубинные аспекты поведения животных, ее физиологические механизмы и развитие в онтогенезе, эволюционную историю и приспособительное значение.

Эти исследования имеют общих биологический интерес, что связано с выявлением доли врожденного и приобретенного в поведении, биологических основ психических процессов в мозге человека. Вместе с тем существует проблема обобщения имеющихся фактов.

Многие исследователи прошлого и начале нашего столетия пришли к выводу о необходимости системного подхода к изучаемым объектам

Особенностью современной биологии является тенденция к синтезу, взаимопроникновение, что дает основу для широких теоретических обоснований. Основное направление подобных обобщений составляют эволюционные концепции поведения и психики животных.

Проблема эволюционного развития психики в филогенезе, как и проблема становления мышления и речи, имеет фундаментальное значение для формирования мировоззрения современного человека.

К проблеме поведения активно начинает применяться системный подход. Рассматривая как открытую систему, биологи-эволюционисты связывают прогрессивное развитие живого с накоплением и передачей информации от поколения к поколению. Одним из путей передачи информации в живом мире является поведение.

Мы рассматриваем поведение как систему, в которой учитываются и сочетаются врожденные и приобретенные формы реагирования. Поведение как система характеризуется динамичностью. Это обусловливает необходимость изучения динамики развития поведенческих реакций, анализа поведенческих процессов с учетом адаптивной эволюции.

Поведение является самоуправляемой системой. Управление происходит через внутренние организационные процессы саморегулирования.

Условием нормального развития в системе поведенческих актов является поддержание равновесия — достижение баланса использования ресурсов в системе

Этология в наши дни делает свой вклад в изучение всех трех уровней организации живого. Это, во-первых, организменный уровень (подсистема), анализ которого состоит из построения модели структуры и функционирования индивидуального поведения и его развития в онтогенезе: выяснение механизмов, этапов и критических периодов взаимодействия с окружающей средой.

Этот уровень исследований вносит значительный вклад в решение центрального вопроса проблемы поведения — о взаимоотношении наследственных элементов поведения с приобретенными. Во-вторых, популяционный уровень (система), при изучении которого этология показывает, каким образом поведение отдельных организмов состоит в единую систему, которая управляет жизнью популяции и социума. И, наконец, экосистемный уровень (надсистема), исследование которого позволяет понять, как сложные видовые поведенческие системы взаимодействуют друг с другом в процессе конкурентных или симбиотических отношений.

Каждая подсистема взаимодействует с другими с помощью петель обратных связей. При разработке модели были взяты только базовые компоненты развития поведения животных. Развитие любого из уровней проходит четыре этапа, и конечный этап каждого является началом для формирования следующего.

Стадия форма построения связана с формированием морфолого- функциональной основы организма. Эта стадия соотносится с пренатальным периодом развития организма.

На стадии взаимодействия врожденные формы поведения дополняются приобретенными элементами в процессе взаимодействия организма с окружающей средой. Стадия управления в системе взаимоотношений с особями своего вида рассматривается нами как развитие системы поведенческих реакций, обеспечивающих социализацию животных в группировках.

Стадия синтеза приводит к реализации всех форм поведения для решения срочных или долгосрочных задач в определенных условиях окружающей среды

1. Стадия форма построения
2. Стадия взаимодействия
3. Стадия управления
4. Стадия синтеза системы

Таким образом, при реализации содержания курса «Этология», для студентов естественных факультетов целесообразно придерживаться системного подхода именно в сочетании компонентов «организм» — «популяция» — «экосистема», что позволит не только выстроить учебный материал в логическом порядке, но и обеспечит успешное усвоения учебного материала студентами.

голоса
Рейтинг статьи
Для любых предложений по сайту: childrenofrussia@cp9.ru