Психология детской чуткости
Чуткость (Ч.) – морально-психологическая черта личности ребенка. В психологии под термином Ч. понимается особенно бережное и внимательное отношение к людям. Способность жить их радостями и заботами, откликаться на их проблемы. Ч. может принимать в человеке различные формы – от душевной мягкости к чрезвычайной нравственности, до других черт характера, например, тактичности, сопереживания, альтруизма. Она противоположна как беспринципному всепрощению, снисхождению, так и черствости.
Ч. формируется у детей путем подражания поведения и черт характера любимых сказочных героев, персонажей прочитанных книг и просмотренных фильмов, близких людей. Особенно важное значение имеет своевременная выработка у ребенка соответствующих моральных привычек. Начиная с подросткового возраста, на формирование Ч. заметно влияет на развитие самосознания. А также способности к социальной перцепции.
Одним из психологических барьеров развития Ч. у детей является то обстоятельство, что даже в начале подросткового возраста большинство из них едва способно воспринимать другого человека как уникальную личность с присущими ей болями и радостями. Препятствием в воспитании этого качества может стать и эгоцентрическая позиция ребенка.
В семейном воспитании нужно учитывать, что Ч. ребенка сначала развивается в отношении близких ей людей – братьев, сестер, родителей, бабушек и дедушек. А уже потом переносится и на других людей. На формирование Ч. у ребенка влияет и морально-психологический климат семьи, чуткое отношение к нему родителей. Развивая эту черту характера ребенка, следует особое внимание обращать на то, чтобы вместо настоящей у него не появилась показная отзывчивость. За которой скрывается равнодушие к людям.