Психология детского тщеславия
Тщеславие (Т.) – отрицательная морально-психологическая черта ребенка, склонность его к выпячиванию в разговорах и отношениях своего «Я», демонстрации своих мнимых преимуществ.
Психологическими механизмами формирования этой черты характера являются:
— несформированность у ребенка объективной самооценки и адекватного уровня притязаний;
— длительное захваливания его взрослыми;
— компенсация комплекса неполноценности, а также чрезмерное внимание к себе, к своей внешности.
Кичливый ребенок выбирает неадекватную тактику отношений с другими детьми, в результате чего часто попирается ровесниками, попадает в коммуникативную изоляцию, выступает источником конфликтов в детском коллективе. Одной из причин такого его поведения является своеобразная коммуникативная «слепота», которая препятствует своевременно замечать негативное отношение сверстников и взрослых к его саморекламе.
Противоположной морально-психологической чертой ребенка является скромность, раннее воспитание которой позволяет избежать появления чванства.
Важным средством профилактики и исправления Т. является формирование у ребенка адекватной самооценки
Которая дает ему возможность лучше адаптироваться к требованиям детской группы, осознать свои недостатки. Особенно активно нужно бороться с Т. как средством утверждения ребенком своего физического или психического превосходства.
Значительно реже, чем индивидуальное, встречается у детей групповое Т., которое вызывается групповым эгоизмом, некритическим восприятием своей группы, нездоровой конкуренции между отдельными группами детей. Преодолеть такое групповое Т. гораздо труднее.
Предотвращению как индивидуального, так и группового Т. детей способствует хорошая психологическая подготовка родителей и воспитателей в общении с ними.