Профессиональное выгорание учителя как следствие длительного стресса

Профессиональное выгорание учителя как следствие длительного стресса

Профессиональное выгорание учителя как следствие длительного стресса

В связи с цивилизационным, техническим, технологическим а также информационным развитием современного общества углубляется, а даже можно смело утверждать «растет» проблема профессионального выгорания, которая тесно связана с ростом процесса труда, его интенсивности, и как следствие — увеличением требований к работника.

Синдром профессионального выгорания, как возникает из самого названия «выжигает», «уничтожает», то есть является своеобразной преградой в системе человек — труд. Чаще всего эта преграда наблюдается у людей активных, с высокой мотивацией к труду, к людям, которые ставят себе чрезмерно высокие вымогательства, которые «живут» трудом. В польском языке встречаем слово «pracoholik», тот который считает, что только на нем держится вся работа, от него зависит успех. Набрасывая непомерный своим возможностям темп труда, работник живет в постоянном стрессе. Быть лучшим, «не компетентным» в том, что делает, быть тем, кого нельзя никем заменить — эти факторы являются своеобразными стресогенами, которые истребляют, ведущие к «выгорания» в работе.

Синдром профессионального выгорания наблюдается преимущественно у людей, работа которых непосредственно связана на общение с людьми, его симптомы свидетельствуют о характерных чертах длительного стресса и психической перегрузки, которые могут быть причиной полной дезинтеграции различных психических сфер. Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты — следствие чрезмерно высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности.

С развитием синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно заменяется разочарованием, снижением интереса к работе

Поскольку эта проблема является глобальной мировой проблемой, с стороны ии негативного влияния на работоспособность, качество труда и состояние здоровья работников, ученые разных отраслей (психология, социология, педагогика, медицина) проводят исследования в направлении выяснения причин и последствий профессионального выгорания и путей предотвращения синдрома.

Профессор психологии Калифорнийского университета C. Maslach более подробно рассмотрела это понятие, очертила его как «синдром физического и эмоционального истощения», которое состоит из: эмоционального истощения, деперсонализации а также заниженного чувства личных достижений, которые возникают во время общения в работе с другими людьми ». Итак, автор делит синдром профессионального выгорания на три главные части:

Читайте также  Составляющая профессиональной подготовки преподавателей

Эмоциональное истощение — чаще всего наступает вследствие чрезмерной перегрузки в работе или не реалистично высоких ожиданий связанных с трудом.

Деперсонализация — заключается в отрицательной, циничной, равнодушной реакции на людей, с которыми работает человек.

Занижение оценки собственных достижений — заключается в «сминимализированности» чувство собственного компетенции и успехов в труде, работник убежден в том, что его личные действия и старания не нужны никому и не принесут нужного эффекта.

Доктор C. Maslach подчеркивает, что «профессиональное выгорание» — это не потеря творческого потенциала, а не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного общением. Обращает внимание также на тот факт, что «выгорания является проблемой не отдельной личности, только окружающей их общества».

Учитывая разделение синдрома профессионального выгорания C. Maslach на части R. T. Golembiowski и R. F. Munzenrider выделили восемь стадий, которые отличаются от себя в зависимости от отдельных уровней профессионального выгорания:

I стадия — низкий уровень всех определителей выгорания;

II стадия — высокий уровень деперсонализации, низкий уровень эмоционального истощения и оценки собственных достижений;

III стадия — высокий уровень оценки собственных достижений, низкий уровень деперсонализации а также эмоционального истощения;

IV стадия — высокий уровень деперсонализации и оценки собственных достижений, низкий уровень эмоционального истощения;

V стадия — высокий уровень эмоционального истощения, низкий уровень оценки собственных достижений и деперсонализации:

VI стадия — высокий уровень деперсонализации и эмоционального истощения, низкий уровень оценки собственных достижений;

VII стадия — высокий уровень эмоционального истощения и оценки собственных достижений, низкий уровень деперсонализации;

VIII стадия — высокий уровень всех уровней выгорания.

Немецкий профессор Гамбургского университета Matthias Burisch выделяет важнейшие признаки синдрома профессионального выгорания:

— Чрезвычайная активность;

Читайте также  Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности

— Внутренний беспокойства;

— Негативные общественные отношения;

— Непреодолимое желание перемен ».

На основании исследований в области профессионального выгорания среди польских ученых Tatiany Ronginskiej i Werner A. Оа] йу источником проблемы профессионального выгорания считается расхождение между ситуационными требованиями, а индивидуальными возможностями работника.

Польские ученые взаимодействие «человек — окружающая среда» представляют способом:

— Степени сравнения между способностями а требованиями отдельной ситуации:

— Уровнем удовлетворение собственной деятельности и связанные с этим ожидания;

— Ощущениями соответствующего награждения за усилия вложенные в работу.

Разногласия между собственным вкладом а полученными заработками являются причиной недовольства, разочарования, эмоционального истощения и проводят к профессиональному выгоранию.

Одной из самых известных теории профессионального выгорания, которая родилась с испытание и практической деятельности во время проведения семинаров против выгорания является теория Edelwicha i Brodsky’ego. Главный тезис этой теории — последовательный рост разочарования своей профессией.
«Последовательная потеря идеализма, — считают ученые, — энергии и цели, преобладает у людей профессия которых связана с несением помощи другому человеку, вследствие неблагоприятных условий труда»

Такими неблагоприятными условиями труда являются:

— Отсутствие четких определителей эффектов труда;

— Чрезмерное истощение трудом, реализация задач, не связанных непосредственно с трудом;

— Материальное недовольство;

— Отсутствие или низкая возможность повышения квалификации, негативно влияет на развитие карьеры;

— Низкое социальное положение этих профессий;

— Низкий престиж профессии в обществе;

— Отсутствие помощи со стороны соответствующих учреждений.

Различают четыре стадии синдрома профессионального обжига:

I — Энтузиазм

II- Стагнация (застой)

III — фрустрация

IV — Апатия (равнодушие)

По утверждению ученых этой теории, представлена ситуация требует немедленной интервенции (помощи) в виде профессиональной советы психолога, врача, педагога, и тому подобное. В результате чего возникает необходимость определения V стадии, которая называется Интервенция. От того, на каком уровне выгорания находится работник, будет зависеть помощь соответствующих специалистов.

Похожее ...

Добавить комментарий