Отдача от образования

Отдача от образования

Отдача от образования

С макроэкономической точки зрения образование является одним из важнейших факторов экономического роста. Международные сравнительные исследования показывают, что увеличение средней продолжительности обучения на один год могло бы привести к увеличению ВВП на 3-6% или к ускорению темпов роста ВВП примерно на 1 п.п. В образование должны быть также важны внешние эффекты. Рост образования в стране может способствовать снижению неравенства, увеличению отдачи от других активов, росту социальной стабильности, снижению уровня преступности, увеличению продолжительности жизни и т.д. Инвестиции в образование выгодны и с точки зрения самих индивидов. Отдача от образования практически повсеместно оказывается выше, чем доходность банковских депозитов и других видов инвестиций.

Центральное место в теории трудового капитала принадлежит понятию внутренней нормы отдачи от образования

Это прямой аналог нормы прибыли на физическое или финансовый капитал. Предполагается, что индивиды сравнивают отдачу от каждого дополнительного года обучения с отдачей от других активов. В зависимости от результатов сравнения принимается решение о продолжении обучения или о его прекращении. Если ожидаемые выгоды от дополнительного года обучения выше расходов, то принимается решение о продолжении обучения, в противном случае — решение о прекращении обучения.

Во-первых, теория ничего не говорит о том, какие заработные платы — месячные или годовые — должны стоять в левой части уравнения

Между тем выбор временного промежутка для измерения заработной платы может оказать серьезное влияние на величину отдачи от образования. С методологической точки зрения наиболее предпочтительными являются данные о годовых заработки (желательно записаны не со слов респондента, а взяты из его налоговой декларации). Их использование позволяет устранять влияние сезонных колебаний заработков, учесть различия в продолжительности отпусков и других факторах, влияющих на продолжительность рабочего времени. Данные о лунных заработки обычно не учитывают эти обстоятельства, поэтому при их использовании приходится накладывать дополнительные ограничения, например, нередко из выборки исключают работников, работавших неполное рабочее время. Кроме того, результаты могут существенно отличаться в зависимости от того, в каком месяце проводится опрос.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Инновации на рынке образовательных услуг

Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что оценки отдачи, как правило, оказываются выше, когда рассматриваются заработки за более длительные промежутки времени. Иными словами, отдача от образования оказывается выше при использовании месячных и особенно годовых заработков, чем при использовании временных заработков. Причина заключается в том, что более высокая заработная плата служит стимулом для того, чтобы работать дольше. Здесь действует так называемый «эффект замещения» — по мере увеличения ставки заработной платы увеличивается альтернативная стоимость свободного времени.

Во-вторых, основным источником эндогенного считаются различия в способностях

Чаще всего у исследователей нет данных о способности между тем не включение этой переменной в уравнение может привести к смещению в оценке отдачи от образования. Способности могут одновременно влиять и на продолжительность обучения, и на размеры заработной платы. Более способным индивидам проще получить более высокий уровень образования (они быстрее усваивают материал, им легче сдавать экзамены, у них выше шансы получить стипендии и гранты), но в то же время они чаще получают более высокую заработную плату, чем их менее способные коллеги с тем же уровнем формального образования. В результате, если способности не включаются в уравнение, коэффициент при переменной образования представляет собой сумму двух эффектов — способностей и собственно образования. Поэтому уравнение может давать завышенную оценку отдачи от образования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Внимание как элемент познавательной деятельности студентов

Большинство из них предполагает использование метода инструментальных переменных или природных экспериментов. Впрочем, оценки, полученные этими методами, часто оказываются выше оценок, рассчитанных по МНК. Отсюда делается вывод о том, что МНК, скорее всего, не дает завышенных оценок, наоборот, из-за ошибок измерения оценки отдачи, рассчитанные по МНК, являются заниженными. Иногда статистическая незначительности может говорить не об отсутствии эффекта, а о неправильной спецификации модели. Например, если в качестве группы сравнения берется слишком неоднородна совокупность. В эконометрике для устранения смещений, вызванных самовыбором, вместо МНК используют метод хекмановскои коррекции.

В-третьих, теория трудового капитала не дает ответа на вопрос о том, какие дополнительные переменные можно, нужно или, наоборот, нельзя включать в качестве контрольных

Поэтому наборы контрольных переменных очень сильно различаются в разных местах. Для обоснования включения тех или иных переменных привлекаются другие теории. Например, исходя из теории эффективных заработных плат обосновывается включение переменных сектора, отрасли, размера и возраста предприятия. Теория переговоров объясняет включение переменной членства в профсоюзе. Теория компенсационных различий дает основание для включения условий труда и региональных переменных. При этом между указанными переменными и уровнем образования может существовать положительная или отрицательная корреляция.

Похожее ...

Добавить комментарий