Компетентности будущих практических психологов

Компетентности будущих практических психологов

Компетентности будущих практических психологов

В основе профессиональной деятельности практического психолога лежат коммуникативные умения, владение которыми является важным признаком профессиональной пригодности специалиста.

Под социально-психологической компетентностью понимают не только знания психологии но и полноту и адекватность социальной перцепции, владение способами установления и поддержания контактов, умение использовать обратную связь с целью коррекции взаимодействия, общения и отношений специалиста с другими людьми.

Социально-психологическая компетентность является основной частью профессиональной компетентности психолога. Данная компетентность необходима для любой деятельности, связанной с работой с людьми и по классификации Е. А. Климова относится к сфере «человек-человек». Социально-психологическая компетентность в большой степени определяет успешность работы психолога.

Компетентность психологов требует специального развития и обучения

Однако анализ подготовки практических психологов показывает, что именно социально-психологическая компетентность требует специального развития и обучения.

Решение данной проблемы может быть в некоторой степени реализовано за счет профотбора при поступлении в вуз, уровня развития основанного на диагностике социального интеллекта. Но кроме развитого интеллекта и знаний необходимых для работы, психологу необходимые умения выслушивать людей, принимать согласованные решения, объяснять, понимать, сопереживать, вызвать доверие и быть убедительным.

По нашему убеждению такие умения могут быть получены и в результате специального обучения. Обучение организованного таким образом, которое производило бы необходимые умения и навыки социально-психологической компетентности.

Важным компонентом в подготовке будущих психологов является мотивационный, желание заниматься данной деятельностью в будущем, ведь проблема мотивов учения является проблемой причин, обусловливающих различные проявления активности личности в процессе обучения.

Немаловажным является направленность личности, ценностные ориентации. Релевантной, на наш взгляд, является направленность социометрическая или децентрированных, поскольку практический психолог, ориентированный на себя, эгоцентричный, не в состоянии хорошо справляться с работой, которая требует общения и понимания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Психолого-педагогическое воздействие преподавателя вузов на будущих специалистов

Практический психолог, склонен к погружению в собственные мысли и переживания, как правило, неадекватно понимает других людей, не может доходчиво объяснять клиентам смысл и последовательность предлагаемых им действий или услуг.

Не менее важным в социально-психологической компетентности психолога является коммуникативный компонент. Цель общения студентов в процессе обучения в вузе заключается в передаче и обмене информацией, понимании и гармонизации себя, самоорганизации в профессиональной деятельности (самоутверждении), понимании других. Очень важно, чтобы общение было не просто профессиональным, но и стало эффективным.

Эффективное общение психолога

Эффективное общение психолога

Эффективное общение ценно тем, что дает определенный результат, то есть действенное. Обеспечение эффективного общения связывается с решением трех основных проблем:

1. перцептивного восприятия и понимания другого человека.
2. Коммуникативная — обмен информацией.
3. Интерактивная — взаимодействие.

В целом результатом успешного общения будущего психолога является комплексно целостная личное образование, которое включает знания и умения, сформированные на основе личностных качеств, профессиональной направленности и как единое целое, определяет успех в профессиональном общении. Но знание правил общения не всегда может помочь в решении проблем, касающихся сложностей понимания и общения людей друг с другом.

Здесь важна общая ориентация специалиста, его базовые установки, система ценностей и направленность. Вряд ли можно ожидать качественной работы с людьми от психолога с индивидуалистическими установками и прагматичной системой ценностей. Эти установки затрудняют кооперативную поведение психолога, вызывают трудности в тех случаях, когда требуются совместные координированные усилия нескольких специалистов.

Большую роль в работе практического психолога играет культура взаимоотношений. С точки зрения гуманистически ориентированной психологии при подготовке психолога целесообразно проводить профессиональный отбор люди способных понимать других, представить себя на их месте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Интегрированное обучение при подготовке будущих учителей технологий

Способны к децентрации люди легче координируют свои мысли и планы с мыслями, взглядами, планами, намерениями других людей, они быстрее понимают проблемы своих клиентов. Развитие данной способности возможен благодаря тренинговым занятием.

Индивидуально-психологические качества психолога

Индивидуально-психологические качества психолога

Итак определим некоторые индивидуально-психологические качества, умение и навыки, которые по нашему мнению являются необходимыми для повышения социально-психологической компетентности будущих практических психологов:

— контактность — овладение способами профессионального общения, означает умение будущего психолога вступать в контакт с собеседниками;
— толерантность;
— общительность — стремление к общению (по этому признаку студентов можно разделить на очень, умеренно товарищеских и необщительных).

Общительность как качество личности проявляется в поиске контактов с другими людьми, расширение круга знакомств. Необщительность может быть результатом робости, пониженной самооценки, отсутствии навыков общения, следствием нанесенных эмоциональных травм, желанием избежать контактов).

Аффилиации — потребность в общении с коллегами, подчиненными; альтруизм — потребность в предоставлении бескорыстной помощи другим людям, или группе людей; беспристрастность, объективность в общении, достаточный словарный запас и тому подобное.

Социально-психологическая компетентность требует от специалиста определенных профессиональных, организаторских умений, качеств по отношению к себе и к другим людям, морально-этических качеств, ценностных ориентаций и т. д.

Фундаментом подготовки будущих практических психологов есть навыки профессионального общения. На их основе формируется характер специалиста, интеллектуальные, профессиональные и другие способности.

Хорошо отработанные навыки и полезные умения дают возможность студенту — практическому психологу — в условиях высшего учебного заведения быстрее ориентироваться в новой жизненной ситуации, овладеть новым материалом и видом профессиональной деятельности.

Похожее ...

Добавить комментарий