Исследование мотивационной палитры современного ученого

Исследование мотивационной палитры современного ученого

Исследование мотивационной палитры современного ученого

Исследование мотивационной палитры современного ученого в процессе профессиональной самореализации

Европейский вектор развития страны раскрывает новые возможности и бросает новые вызовы конкурентоспособности, что требует активизации поиска, прежде всего, нематериальных психологических ресурсов ее повышения. В современном мире наука является одним из основных показателей конкурентоспособности страны на международной арене. Это обязывает активизировать исследования по изучению личности украинского ученого, величины резерва его личностно-профессионального потенциала, форм проявления и способов актуализации. Одной из форм проявления личностно профессионального потенциала полнота самореализации человека в профессиональной деятельности. В общем определении самореализации является непрерывным движением в направлении профессионального и личностного роста. Он является одновременно и целью, к которой специалист движется, и процессом данного движения. Стремление к профессиональному самореализации выше уровнем мотивации субъекта труда.

Цель исследования — изучить особенности мотивации ученых в соответствии с уровнем развития их профессионального самореализации

Результаты исследования. Для организации и проведения эмпирического исследования привлечено репрезентативную группу из числа научных работников научно-исследовательских учреждений гуманитарного профиля в возрасте от 30 лет с обязательным условием карьерного роста.

Читайте также  Компетентности будущих практических психологов

Использовался следующий психодиагностических инструментарий: опросник профессионального самореализации (А. Кокун), «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана), опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» (Э. Шейн).

Представленные данные убедительно показывают, что ученым, которые достигли значительных профессиональных успехов, имеется доминирование внутренней мотивации, ориентирует их на раскрытие и реализацию своего личностного потенциала.

Это, в свою очередь, стимулирует исследователей на поиск индивидуальных творчески инновационных стратегий осуществления научной деятельности и построения собственного «жизненно профессионального пространства».

Обнаружено интересную вариативность взаимосвязей карьерных ориентаций с отдельными показателями профессионального самореализации.

Так, наиболее значимые связи существуют:

— Между показателями внутреннего профессионального самореализации: «преобладающее удовольствие собственными профессиональными достижениями»
— Между показателями внешне профессиональной самореализации/

Читайте также  Плюсы и минусы зарубежного образования

В процессе профессионального самореализации ученых происходят определенные изменения в мотивационной сфере. Эмпирически установлено, что в иерархии их мотивов доминирует внутренняя мотивация, спектр которой представлен, прежде всего, желанием иметь стабильность как места работы, так и места жительства. Это обусловлено потребностью ученых в безопасности и возможности прогнозировать ход жизненных событий, чтобы проблемы обыденности «не отвлекали их». Не менее мощной силой наделен мотив интеграции стилей жизни, отражает мощное стремление к сбалансированности различных сфер своей жизнедеятельности (работой / карьерой и личной жизнью / семьей). Определены особенности мотивационных образований отечественных ученых могут служить критериальной основой для определения зоны «успешности» на пути к профессиональному самореализации.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]